Через год я ожидаю цену Brent в интервале $63-81 за баррель
Первый раз я решился сделать прогноз нефтяных цен на год вперед. Подробно излагаю весь ход рассуждений, которые приводят к оптимистичному результату. Вероятность исполнения получилась на уровне 72%.
Приятно, когда прогнозы сбываются. Можно задрать нос повыше и услаждать слух одобрительными отзывами, снисходительно поглядывая на других гадателей-прорицателей, которые оказались в стороне от результата. Но это в шутку.
А если всерьез — приятно осознать, что ты верно оценил все важные факторы, вероятности событий и результат подтвердил твою правоту. Независимо от полученных похвал или ругательств.
В последние годы стало модным утверждать, что предсказать движение нефтяных цен невозможно. Это неправда. Просто любой прогноз – это вероятность. В прошлом году я публиковал еженедельные прогнозы, вероятность их исполнения составила 75%. Это хороший результат. А в октябре Brent сформировал растущий тренд, который помог составить точный прогноз на конец года (рис.1).
Рис.1
Brent пришел к новогоднему рубежу в цене $56,74, и это воодушевило меня на следующий прогноз, на весь предстоящий 2017 год. Попутно я решил показать читателям логику и порядок прогнозирования, чтобы они получили представление об этой работе. Но сначала одно общее правило.
Я учитываю только ФАКТЫ, а всякие рассуждения, комментарии, рекомендации и прочую болтовню кормящихся на нефтяной теме говорунов безжалостно отправляю псу под хвост. Иначе от ее обилия рябит в глазах. Приведу для наглядности пример:
«В следующем году американские сланцевые компании планируют увеличить расходы на разведку и добычу, пользуясь восстановлением цен на нефть… Североамериканские производители нефти и газа увеличат капиталовложения на 30% в 2017, полагают аналитики Raymond James… банки расширили кредитные линии для 34 производителей в среднем на 5% или более чем на 1,3 млрд долларов»…
Это типичная дезинформация: после сокращения капиталовложений в ЧЕТЫРЕ раза на росте в 30% далеко не уедешь, даже с поддержкой целой дивизии анонимных аналитиков. А прирост кредитов на $1,3 млрд при объеме капвложений $80 млрд — и вовсе ничто. К тому же одним производителям кредитные линии расширили, а другим – обрезали. В печку такие «новости». И перейдем к делу.
1. Главным основанием для прогноза является ТРЕНД. Устойчивая сохраняющаяся тенденция движения цен. Биржевые трейдеры говорят: тренд включает все. Человек не может решить, что перевесит: война в Ираке, укрепление доллара, решение ОПЕК или рецессия в ЕС. Тренд может. Он формируется с учетом ВСЕХ обстоятельств.
2. Масштаб тренда должен соответствовать дальности прогноза. В данном случае я делаю прогноз на год вперед, следовательно, нужно искать тренд на недельных или месячных графиках. Выбираю месячные: вот он, тренд, на рисунке 2.
Рис.2
3. Это растущий тренд. Он начался в феврале прошедшего года, и имеет хорошие шансы продлиться еще год. Ибо предыдущие тренды: падающий (2014-15 г.г.), боковой (2011-2014 г.г.) и растущий (2009-2011 г.г.) – продолжались в течение 1,5-3 лет. Трендовый канал, конечно, широковат, он составляет 18 долларов на баррель. Но тут ничего не поделаешь: чем дальше прогноз, тем меньше его точность. Если бы нам вздумалось дать прогноз на 5 лет, пришлось бы работать на годовых графиках, и трендовый канал был бы еще шире. К слову, сейчас такой прогноз дать нельзя, потому что мы находимся в зоне смены тренда.
4. Следовательно, при сохранении тренда цена Brent через год должна оказаться в интервале $63-81, что соответствует росту на 11-43%.
5. Произведем небольшую проверку нашего тренда по котировкам фьючерсов. Декабрьский фьючерс сейчас стоит $59,1. Следовательно, коллективное мнение биржи тоже настроено на рост, он, разумеется, ниже тренда, (4,2%), это нормальная страховка рисков.
6. Можно чуть конкретизировать движение цены внутри года. Потребление топлив в зимние месяцы выше, чем весной, к тому же нефтяные экспортеры будут сокращать добычу, поэтому в январе-феврале можно ожидать роста цен. Он не будет слишком большим, примерно до $62, в крайнем случае – $65, до верхней границы тренда. Далее ускорится бурение сланцевых пластов, к маю на несколько процентов подрастет добыча в США, хотя и ненадолго. Ждем спада в район $57, в худшем случае до $53 (нижняя граница тренда). Летний максимум ожидаем на $67, затем осенний спад, а к концу года выходим на $70-72. Получилась синяя ломаная линия внутри трендового канала.
ПРИМЕЧАНИЕ: Точно предсказать движение цены, скажем, в сентябре, сейчас невозможно, потому что оно зависит от событий июля-августа, а их мы не знаем. Поэтому вероятность исполнения этого (внутригодового) прогноза невысока, я ее оцениваю в 55-60%.
7. На последнем шаге определим события, которые в состоянии загнать цену за пределы тренда, вверх или вниз. Для удобства я собрал их в таблице.
Невелик оказался перечень, и вероятность событий в нем тоже мала. Конечно, оцениваю ее я очень приближенно, это чисто экспертная оценка. Но если сложить все вероятности этих крупных неприятностей, то получается, что шансы нашего тренда благополучно прожить до конца года составят 72%.
Видите, вовсе не такое и мудреное это дело – прогноз нефтяных цен. Давайте вместе попробуем?
Слишком много неучтенных факторов… Очевидно, что нефтяные цены уже вышли за границы тренда…
Вот сейчас, на май-2017, Вы готовы скорректировать свой прогноз? Или он по-прежнему в силе?
С интересом ознакомился бы с Вашими мыслями по поводу нынешней ситуации и с предположениями по поводу дальнейшего ее развития…
Спасибо.
Цены абсолютно не вышли из аптренда на месячных графиках. Мой прогноз остается в силе. В июне-июле брент будет штурмовать уровень $60, и думаю, пробьет его.