Впечатление с конференции геологов в МГУ: в обществе накопилась потребность в настоящих рабочих дискуссиях
Международная конференция «Новые идеи в геологии нефти и газа» прошла в Московском государственном университете 25-26 мая. После долгого перерыва решил я поучаствовать в этом мероприятии. А свои впечатления высказал корреспонденту Агентства нефтегазовой информации.
Корр: Александр Григорьевич, сначала – общее впечатление о масштабах научного форума….
— Признаюсь, я давненько не участвовал в таких мероприятиях; привык, что они зачастую заполняются откровенной рекламой и лоббированием… Тем приятнее было изменить свое мнение. Судите сами. На конференции были представлены 107 докладов специалистов из России, Китая, Вьетнама, Казахстана и Белоруссии. Пленарное заседание открыли доклады академиков РАН А.Конторовича и А.Дмитриевского. Свои работы представили Росгеология, дочерние компании Роснефти, Газпрома, Лукойла, Татнефти, Schlumberger. На второй день конференции работали пять круглых столов и, что самое главное, с активным обсуждением прочитанных докладов.
— Вы тоже участвовали в прениях?
— Разумеется. Мой доклад шел в секции трудноизвлекаемых ресурсов и был посвящен анализу добычи нефти в крупнейших формациях, Баккене и Баженовской свите. Кроме того, я помогал представителю МГУ, доктору геолого-минералогических наук Г.Калмыкову вести этот круглый стол.
— И форум действительно выявил новые идеи в старой доброй геологии?
— Представьте себе, да. Они прозвучали в разных докладах, о них говорили в прениях… Сейчас я постараюсь их точно сформулировать.
Во-первых, у нас на глазах изменяется главная задача геологии. Раньше она состояла в том, чтобы найти нефть. После получения притока геологи торопились наскоро испытать скважину, но мыслями уже были на другой точке. Сейчас мы знаем, что на всей площади Западной Сибири нефть есть. Искать ее уже не нужно. Теперь цель геологии – получить о этой нефти и пласте максимум информации. Обширной, достоверной, достаточной для принятия серьезных решений.
Во-вторых, поспешные действия при недостатке достоверной информации тормозят движение науки. Чрезмерное увлечение сланцевыми пластами, подогреваемое из-за рубежа, к счастью, не принесло серьезных финансовых потерь, но оно отвлекло внимание геологов от более перспективных задач. Докладчики из нефтяных регионов один за другим констатировали: скважины баженовской свиты быстро иссякают, доманиковские отложения в Поволжье не дают существенных притоков. Да, геологические запасы там огромны, но их извлечение – вопрос совсем не близкого будущего.
В-третьих, университетская наука на этом перепутье проявила себя с лучшей стороны. Она методично занималась изучением низкопроницаемых пластов, восполняя пробелы в информации. Результаты, представленные в 24 докладах специалистов МГУ, расширяют наши знания о свойствах пород, процессах природного синтеза углеводородов, методах исследований сложных скважин. В итоге органическая теория происхождения нефти получила дополнительные подтверждения, которые можно и нужно использовать при дальнейшем поиске промышленных залежей.
— А в каких регионах можно ожидать новых открытий?
— Прежде всего, это Восточная Сибирь: север Красноярского края, полуостров Таймыр и прилегающий к нему шельф. На западном шельфе Сахалина открыты несколько еще не освоенных месторождений; перспективна разведка акватории Охотского моря. Нефтеносность шельфа Баренцева и Печорского морей подтверждена, но работы для разведки там еще много. В резерве – север Якутии и территории к востоку, вплоть до Чукотки.
— В Западной Сибири, значит, все уже разведано?
— Не совсем так. Конечно, крупных месторождений здесь уже не найти, все такие ловушки уже изучены и разрабатываются. Но можно искать на склонах поднятий, на участках с тектоническими нарушениями. Это тоже новая идея, требующая высокой геологической квалификации. Обнадеживающие результаты здесь получены компанией «Петрогеко» на Колтогорском месторождении ХМАО.
— Следовательно, можно сказать, что конференция удалась. Какие причины этому способствовали?
— Первая причина, на мой взгляд, в том, что в обществе накопилась потребность в настоящих рабочих дискуссиях. Ученые и инженеры устали от навязчивых сообщений СМИ, которые часто о многом умалчивают, а что-то и вовсе извращают. Информационный шум притупляет мышление, а на прошедшем форуме оно будто проснулось от спячки. Я с удовольствием убеждался, что цифры в докладах хорошо выверены, эксперименты поставлены методически правильно. Приятно было видеть добротные результаты настоящей науки.
А вторая причина в том, что геологи – это особый народ. Не зря их считают романтиками, они настроены на открытия, будь то в тайге, в лаборатории или за компьютером. Никакие трудности их не остановят. Душой и основным организатором конференции стала заведующая кафедрой геологии и геохимии горючих ископаемых МГУ профессор Антонина Ступакова. Огромная благодарность ей и ее коллегам за эту прекрасную работу.