Бюрократический социализм – вот наши реалии! Часть 4. Ученая, разумная… гнилая и паршивая. Интеллигенция
В английском языке слово intelligent означает разумный, образованный; оно пришло из латыни. В этике так характеризуют человека глубокой внутренней культуры и самостоятельного мышления. Но нас интересует социальный слой интеллигенции; с древних времен к нему относили врачей, педагогов, философов. Разумеется, в производстве они не участвовали. Численность интеллигенции стала бурно расти с развитием науки и техники; инженеры, конструкторы, технологи постепенно образовали ядро любого производства, без них оно сейчас уже стало невозможным.
Однако не зря в русском языке бытует выражение «ум за разум зашел». Просвещенную интеллигенцию нередко заносило то в жалобный плач, то в беспощадный террор. Император Александр III после убийства отца осознал, что защитники народовольцев державе вредны, и в сердцах назвал их «гнилой интеллигенцией». Не жаловал ее и Ленин, будучи сам из рядов интеллигенции, он ее политической силой не считал: пусть служит делу пролетариата, а платить за это будем выше среднего. Можно сказать, что власть всегда относилась к интеллигенции с подозрением.
Мне очень хотелось привести цифры по численности интеллигенции, но, увы, их нет. Я перекопал вдоль и поперек интернет, обошел русские и англоязычные сайты – нет таких данных. И численности рабочего класса нет. Нынешних социологов эти вопросы не интересуют. В порядке отступления посмотрим, как представляет структуру общества наша, с позволения сказать, социология.
Она считает, что российское общество состоит из четырех слоев и одного дна. (СлОва «классы» эта социология боится, как черт ладана: тьфу, тьфу, сгинь, марксистская сила!). Для удобства приведу таблицу.
Примечание: недоразумений в этой «стратификации» хватает. Например, криминальные элементы нередко весьма состоятельны и даже располагают немалым богатством, а высокие чиновники и генералы садятся за решетку. Но я претензий не принимаю – за что купил, за то и продал.
Нетрудно понять, что все это списано с американской кальки. Никаких групповых (классовых) интересов, все определяется размером твоего кошелька. Главный мотив — стяжательство, заветная мечта – подняться в более высокий слой. Прыгайте, зайчики, прыгайте, морковки развешены высоко, чтобы до них добраться, надо здорово прыгать. Ты не можешь, лапку сломал? Тогда сиди тихо, власть подаст тебе на бедность. Гадость. Но вернемся к интеллигенции.
По счастью есть в СМИ сведения о численности людей с высшим образованием. В России их при последней переписи 2010 года обнаружено 27,5 млн человек, за 8 лет их количество выросло на 41,8 %. Они составляют более 30% от общего числа работающих и пенсионеров. А если добавить лиц со средне-специальным образованием, то Россия по уровню образованности работников (54%) занимает первое место в мире. Почти столько же в Канаде, далее расположились Израиль, Япония, Ю.Корея и США (44%).
Нет никаких сомнений, что доля образованных людей в мире растет и пора напомнить, кого мы считаем интеллигенцией. Низкий поклон Ожегову, его определение по сей день лучшее:
Интеллигенция – это люди умственного труда, обладающие образованием и специальными знаниями в различных областях науки, техники и культуры; общественный слой людей, занимающихся таким трудом.
Есть разные «уточнения», полагающие, что эти люди чаще имеют высшее образование, а труд должен быть преимущественно творческим. Это не так важно, главное, что труд – умственный, на базе специальных знаний.
Тут наши партийцы, вышедшие из рядов КПСС в разные стороны, в один голос кричат: да какая разница, умственный труд, физический или химический? Все мы: рабочие, крестьяне, интеллигенты паршивые, директора пузатые — все по найму работаем, всех эксплуатирует треклятая буржуазия, гепатит ей в печень!
Есть разница, и существенная. Во-первых, образование стоит денег. Рабочий, уволенный по сокращению штатов, остается с пособием по безработице. А бакалавр или специалист – с пособием и долгом за полученное образование. Даже если долга нет, время-то ушло, опыт практической работы отсутствует, в других местах не берут. Недаром образованная молодежь составляет самый крупный отряд безработных.
А во-вторых (и это главное!), физический труд легко измерить: это количество деталей, объем вырытой земли, вес собранных яблок. Умственный труд измерить намного сложнее, а часто и вовсе нельзя. Вот диспетчер такси, простая работа: принял заказ, связался с водителем, передал, чайку попил. К интеллигенции, кстати, не относится, ибо никакие специальные знания ему не нужны. А вот диспетчер пожарной охраны — у него каждая секунда на счету, карта расположения расчетов, от его скорости зависят судьбы людей. А вот авиадиспетчеры, с высшим образованием, у них профессиональная болезнь – нервное истощение…
И совсем уж невозможно измерить труд творческий, можно лишь с точностью до полкилометра оценить его конечный результат. Я знал автора более трехсот изобретений, которым цена была – ломаный грош. А другие изобрели ксерокопию, компьютеры и интернет.
А теперь вспомним, кто у нас оценивает труд наемных работников? Начальник. Чиновник. Представитель бюрократии. Чем больше он на них сэкономит, тем больше разных плюшек сможет распределить сам, и какая-то часть не проскользнет мимо его собственного кармана. Вот мы и вышли на одно из существенных противоречий социализма: занижая оплату труда интеллигенции, бюрократия может присвоить лишнюю часть общественного продукта.
Та же операция возможна в отношении рабочих, и вообще любых нанятых сотрудников, но навару с них меньше. Во-первых, физический и малоквалифицированный труд ниже оплачивается. Во-вторых, конкуренция за низовые рабочие места у интеллигенции выше, в подсобники и посудомойки за ту же зарплату не идут.
Самое вкусное – это прижать человека творческого, от него можно урвать доходы и вовсе немереные. Поэтому толковое изобретение будем тормозить до тех пор, пока меня, начальника, не включат в соавторы. Вам не приходилось встречать патенты, у которых автор один, а соавторов 15? Мне приходилось. В СССР с этим даже борьба шла нешуточная, число соавторов принудительно ограничивали. А ученому лучше вообще платить мало. Тогда его легче нанять на мои нужды, пусть пишет мне диссертацию.
Ленинскому определению класса интеллигенция удовлетворяет полностью:
Отношение к средствам производства: не владеет, использует в работе.
Роль в общественной организации труда: производители интеллектуальной продукции и услуг.
Способ получения доли общественного богатства: работа по найму или разовым контрактам.
Присвоение труда других классов: отсутствует.
Итак, главное отличие интеллигенции от рабочего класса – умственный, интеллектуальный характер труда, его легче присвоить. Отметим другие различия.
Численность интеллигенции растет, а рабочего класса снижается. Коммунисты с этим не согласны, они утверждают, что в РФ 30 млн работников физического труда; тут в счет идут и водители транспорта, рабочие ЖКХ, телестудий, рекламных компаний. Но даже при этом численность рабочих в 90-е годы сократилась на 13 млн чел., в промышленности – на 7 млн чел.
Рабочие заводов образуют большие коллективы, это сотни и тысячи человек. Они легко организуются, там сильны профсоюзы, главной формой борьбы является забастовка. Интеллигенция разрознена по крупным и малым компаниям, коллективы есть разве что в образовании и медицине, там тоже профсоюзы имеют влияние. Самый компактный отряд интеллигенции – студенты, именно в этой среде находят поддержку разные забияки, от троцкистов до антиглобалистов. Но им за повышение зарплаты бастовать не приходится из-за отсутствия оной.
Во все времена интеллигенция была более состоятельной, чем рабочие. В ее состав входит большая часть предпринимателей, очень изобретательная часть населения. Заработки лучших ученых, артистов, врачей вызывают зависть. Пролетариату нечего терять, а интеллигенции есть что. Поэтому она не рвется на баррикады. Если ей в стране плохо, она подумывает об эмиграции. А потом идет на митинг или на выборы.
А вот интересы интеллигенции и рабочих вполне сходны. Это повышение зарплаты и уровня занятости, создание новых рабочих мест. В этом оба этих класса противостоят в частном секторе буржуазии и бюрократии, а в государственном – только чиновникам.
Но, в отличие от рабочих, представители интеллигенции легко переходят в ряды бюрократии и обратно. Они достаточно образованы и опытны, чтобы управлять. Так же легко состоятельный интеллигент становится капиталистом, вкладывая заработанные деньги в реальное производство. Думаю, достаточно, пора нам подвести краткий итог. Вот он:
Общественно-экономический строй, существующий в США, Китае, Японии, России и многих других развитых странах, нужно признать социализмом. В нем преобладает общественная собственность на средства производства, увеличивается доля умственного труда. Вместе с ними растут и его основные классы — бюрократия и интеллигенция.
В пору советского социализма признаком социализма считался лозунг «От каждого по способностям, каждому по труду». К нашим реалиям он тоже подходит, правда, с небольшим уточнением:
Вижу, как читатель недоумевает: и это все? Ну, признАем, ну, назовем хоть горшком, а делать-то что? А Зимний-Смольный-Белый дом когда будем брать? А бюрократию станем мочить во всех интимных апартаментах или будем по-прежнему ей низко кланяться?
Не сердись, дорогой читатель. Это лишь небольшая остановка перед узловой станцией. Некоторые практические выводы мы сделаем в следующей части.
Здравствуйте, Александр Григорьевич, на сайте у Хазина пятая часть появилась ещё 4 декабря, а тут Вы её почему-то не выкладываете? Зато здесь в тот же день появился Ваш анализ, которого нет там 🙂
Здравствуйте! Было у меня еще две коротких заметки по поводу отстранения наших спортсменов от участия в Олимпиаде. Вот вторая: https://aftershock.news/?q=node/592711 На них пришло более тысячи откликов, надо было отвечать, так что я малость перегрузился… Но сегодня все выложу.