Бумажная книга уходит в прошлое

Настоящий хороший писатель Илья Стальнов написал правильную статью про наши книжные дела. Все обстоятельства в ней изложены верно: книга катастрофически быстро теряет популярность. По старой русской традиции автор сформулировал два вопроса «Кто виноват?» и «Что делать?». Вот сейчас я и попробую дать на них ответы.
Какие ценности извлекает человек из книги? Их три: книга учит, развлекает и дарит удовольствие от красоты мыслей и слов.
Еще 100 лет назад книга была главным источником знаний. Невозможно на собственном опыте постичь то, что написано даже в сотне книг, а ведь их читали тысячами. Потому главным направлением был реализм, его героям подражали миллионы, на нем воспитывались народы. Фантастика ценилась за связь с реальностью, без нее она превращалась в бессмысленное чтиво. Романтизм захватывал потому, что воспевал лучшие качества своих почти реальных героев.
Но уже полвека назад книгу стали теснить сначала радио, потом телевидение. Какое-то время книга сопротивлялась (телевизор под подушку не положишь и в дорогу не возьмешь), медленно сдавая позиции. Доконал ее интернет – количество информации в нем не ограничено, вся она доступна, находится под рукой, выбирай на вкус. К тому же интернет дает эффект участия. В книге с автором или другим читателем не поспоришь, а здесь – пожалуйста.
Развлекающая роль книги была не так важна, но тоже существенна. Человек стал больше напрягать свой мозг, ему совершенно необходим ежедневный отдых, и мозг получал его в приключенческих и детективных романах, юмористике, пейзажной лирике. Но и тут возможности ТВ и, особенно, интернета, многократно шире. У них к скупому слову добавляются интонации, краски, темпы, ближние-дальние планы и прочие спецэффекты.
А вот эстетическая роль книги пока существенно не уменьшилась. Речь о наслаждении мастерством поэта или писателя, тонким нетленным афоризмом, удачно выписанным образом. Именно поэтому есть книги, которые перечитывают сотни раз. У меня таких десятки, и, когда я открываю Дюма, Булгакова, Лондона или Санина, каждый раз испытываю истинное удовольствие и заряжаюсь от них оптимизмом.
Но для такой литературы одного таланта бывает недостаточно. Шедевры уже давно не пишут под заказ, по договору с издательством. Нужно уметь углядеть в окружающей жизни то, что волнует многих, найдет отклик в сердцах читателей. Нужно свое творение выстрадать, выпестовать, душу в него вложить и только тогда выпустить в свет. Вовсе не обязательно быть известным, раскрученным. Вот что пишет об этом Расул Гамзатов:
Однажды в моем присутствии молодой лакский поэт читал Абуталибу свои стихи. Он прочитал десять стихотворений. Когда поэт ушел, Абуталиб сказал мне:
— А все-таки он молодец, из него выйдет толк.— Тебе понравились его стихи?
— Все стихи у него слабые. Но было восемь строк, за которые можно отдать крепость, только что завоеванную в бою. Такого восьмистишия еще никто по-лакски не написал.
Однако таланты редки, а желающих заработать на литературном поприще в тысячи раз больше. Вот и заполонила их штампованная продукция все книжные полки. Настоящий ценитель к ним уже не подходит, искать в этой куче жемчужное зерно ему некогда, да и противно.
Вывод получается грустный: книжный рынок доживает последние дни и постепенно свернется до исчезающе малых размеров. Мастеру заработать на нем уже не удастся, подмастерья какое-то время еще будут кормиться за счет юных девушек и бодрых бабушек. И все. Виноват в этом технический прогресс, все претензии – к нему.
Но у нас остался второй вопрос – что делать? Ответ очевиден: надо идти за техническим прогрессом. В интернет. Да, там заработки часто с рекламы, а это писателю не по душе. Так и не надо пока о заработках. Разве Пушкин думал о гонораре, когда писал свои стихи? Жаль, не было в те годы интернета, его бы уже тогда узнали миллионы. Может быть, Булгаков рассчитывал на всемирное признание? Даже малейших надежд на то у него при жизни не было.
И думается мне, что настоящий писатель Илья Стальнов этот вопрос для себя так и решил. И за этим (в числе прочего) пришел на форум. И выкладывает свои книги на доступных электронных библиотеках. Хотя сомнения у него есть, причем вполне обоснованные.
Во-первых, вездесучая коммерциализация искусства изрядно ему вредит. Испокон веков было так: сначала талант, потом признание, а уж потом вознаграждение. Сейчас – вывернуто наизнанку: сначала «инвестиции», потом – реклама и окупаемость, а с талантом – как придется.
Во-вторых, интернет сейчас похож на восточный базар, крик, божба и торговля, какие только типы в нем не ошиваются, ругаются и лаются. А надо бы, чтобы рядом с этим базаром возник театр. Пусть в него приходят и знатоки, и новички, пусть их объединяет желание порадоваться настоящему искусству.
Такие площадки уже появляются, и на них можно лицезреть Лукьяненко, Пелевина и Акунина и других. Мэтры прекрасно чуют, куда ветер дует. Пробежался я по книгам, вижу – коммерческая составляющая в них еще сильна. Но в уныние впадать не стану: Бог создал мир не за один день, подождем до понедельника.