Мой взгляд на ситуацию в стране. Часть 1. Экономика
Надоело отбивать нападки со всех сторон. Коммунисты считают меня либералом, либералы – ура-патриотом, ура-патриоты упрекают в недостатке патриотизма. А я не за белых, не за красных и даже не за Интернационал. Я за достоверные факты и точную их оценку. Эксперт в процессе анализа не должен иметь пристрастий. С ними он не эксперт, а хвост собачий, так и будет вилять в сторону своих.
Вот и решил я изложить свою точку зрения на ситуацию в России. На полноту не претендую, это мой взгляд, что-то наверняка я не заметил. А поскольку всю жизнь стоял на платформе диалектического материализма, то начну с экономики. Затем пойдет политика и духовная жизнь (культура). Чтобы оценить изменения, буду сравнивать нынешнее состояние с тем, что было 20 лет назад. Ну, с Богом!
1. Было и стало
Два десятилетия назад Россия была нищей страной. Промышленное производство упало в 2,5 раза, средняя зарплата была чуть более $50, сейчас такие заработки в Замбии и Лесото. Импорт продовольствия в 7,2 раза превышал экспорт. Золотовалютные резервы (ЗВР) сократились до $12,4 млрд и были в 12 раз меньше госдолга. Инфляция составила 36% в год. Заводы работали на склад, зарплаты не выплачивались по полгода. Вполне официально действовали рейдерские компании, занимавшиеся захватом предприятий. Организованная преступность устраивала аферы с откачкой за рубеж нефти на сотни миллионов долларов. Мир с ласковой улыбкой ждал, что такая экономика развалится на части и готовился поучаствовать в распродаже останков.
Сейчас от той нищеты не осталось и следа. Россия вернулась в десятку крупнейших мировых экономик. ЗВР с апреля прошлого года колеблются вокруг цифры $460 млрд, это в 9,8 раза больше госдолга. Инфляция в прошлом году составила 4,3%, в текущем году (за счет повышения НДС) вряд ли превысит 6%.
Реальные доходы в номинальном исчислении достигли $6,3 тыс. на душу населения в год, а с учетом индекса цен — $16 тыс. Россия еще не вошла в число богатых стран, но и бедной ее назвать никак нельзя. Экспорт продовольствия ($20,7 млрд) близко подобрался к импорту ($28,8 млрд), но тут надо учесть и наши суровые природные условия (ну не растут у нас бананы!) и сильную конкуренцию дешевых продуктов из Китая, Турции и соседней Беларуси.
Самое главное: стали снижаться цены потребительских товаров. Они в стране в избытке, и продавцы ломают голову, как их сбыть с рук. Некоторые разоряются, ликвидируют бизнес. Правда, параллельно крепчает и негативная тенденция – снижение качества. Уже три года наблюдаю перепроизводство на рынке жилья. Разумеется, денег на него у людей маловато, но ипотека востребована. А цены не растут.
Как же мы этого достигли? А мы почти все продали.
Продавали сначала, увы, жуликам и за бесценок. Нефтяной Самотлор ушел за смешную цену $1 млрд, да и тот полностью не был уплачен. За последующие 7 лет «покупатели» получили с него примерно $100 млрд чистого дохода; половина его досталась англо-американской ВР, которая была вдохновителем этой операции. Намного дешевле уходили другие предприятия.
Потом опомнились. Под контролем государства остались космос, ВПК, транспорт, газовая, алмазная, титановая отрасли, значительная часть энергетики и банков. Созданы государственные корпорации в области авиастроения, судостроения, геологии. Некоторые нефтегазовые компании пришлось обратно выкупить. Посмотрим, кому досталось остальное.
Рынок легковых автомобилей на 93,7% занят компаниями под иностранным контролем. Российские ГАЗ и УАЗ в 2017 году имели 6,3% продаж. Кроме них, государство владеет крупным пакетом в АВТОВАЗе и контролирует КАМАЗ. Отметим, что АВТОВАЗ ранее регулярно просил дотаций и не мог обеспечить высокое качество машин. После продажи контрольного пакета французам ситуация изменилась, компания преодолела спад 2014 года и наращивает экспорт.
Производство бытовой техники: холодильников, стиральных машин, кондиционеров представлено иностранными марками. Германия, Италия, Япония, Турция, Китай. В области электроники наши производители делают первые шаги и до массового выпуска им далеко. А пока всю электронику импортируем. Зато хорошо растет производство программного обеспечения.
Табачные фабрики практически полностью под контролем иностранного капитала. Американская Philip Morris International, англо-американская British American Tobacco, японская JTI, есть и другие. Но мы же собираемся бросать курить, так что грустить об этом не будем.
Четыре интернациональные компании контролируют 72% нашего рынка пива. В лидерах «Балтика», принадлежащая датскому концерну Carlsberg. Но объемы продаж у них сокращаются, а у наших малых производителей – растет.
Крупнейшим экспортером зерна в прошлом сезоне стал ростовский ТД «Риф», а за ним разместились швейцарская Glencore, ростовский «Астон», американская Cargill и голландская Louis Dreyfus. Впрочем, в рейтинге 30 экспортеров преобладают российские фирмы.
Среди производителей напитков доминируют американские компании. Перечень их брендов займет полстраницы; упомяну хотя бы Sprite, сок «Моя семья» (Coca-Cola), молоко «Кубанская буренка» и «Домик в деревне» (PepsiCo). Но почивать на лаврах им не приходится, в 2017 году их выручка сократилась на 15%. А продукты под маркой «Простоквашино» и «Био Баланс» производятся под контролем французской Danone.
«Буренку» я покупать перестал, не радует меня, что она молоко дает у нас, а прибыль отправляет в Америку. Но качество ее молочных продуктов хорошее, цены приемлемые, а что до прибыли, так российские хозяева тоже ее за бугор везут. И поучиться у иностранцев есть чему.
Несколько лет назад пришлось мне оценивать в Сибири нефтегазовую компанию, которая принадлежала британскому бизнесу. Более высокой организации труда в России мне ранее встречать не приходилось. Суперскоростное бурение скважин, четко спланированные ремонты и профилактика, уважительное отношение к подрядчикам и персоналу, бесплатное питание для работников. Я, грешным делом, вспомнил, что нам его обещали при коммунизме. Но вот парадокс: из-за слишком оптимистичной оценки запасов нефти, компания оказалась у разбитого корыта. Это, впрочем, не помешало ей дорого продаться другому инвестору.
В целом, иностранцам досталось, в основном, производство потребительских товаров, а стратегические отрасли государство сохранило. Обошлись без фатальных потерь, деньги потеряли, опыт приобрели. Неприятно, но не смертельно.
2. Плюсы
Можно сказать, что в России голодных не стало. Разумеется, есть депрессивные города и села, есть ленивые, несчастные и невезучие человеки. Но общество в состоянии им помочь и зачастую это делает. Иногда нужно привлечь к ним внимание, преодолеть бюрократические рогатки. Пусть вас не смущают стоны о 19 млн живущих «за чертой бедности». Черту эту за последние 5 лет сдвинули вверх на 34%, к тому же более 20% теневых доходов статистика не учитывает.
Потребительскими товарами страна себя обеспечивает. Исключение — компьютеры и электроника, тут китайская техника вне конкуренции. Но так живет весь мир, так что опасаться нечего. Экспорт продовольствия растет и скоро превысит импорт.
Безработица очень низкая (5,2%), число официально зарегистрированных безработных в 6 раз меньше. Это хорошо для бюджета (на пособия много не тратим), но есть и обратная сторона. У нас примерно 20 млн самозанятых, которые работают в тени. От них ни налогов, ни пенсионных отчислений.
Несколько отраслей поднялись практически с нуля. Авиастроение, судостроение, банки и страховщики, особенно меня радует туризм. Есть подвижки в транспорте и даже в легкой промышленности. В нашем небогатом городке почти вся обувь – российская.
В подконтрольных государству отраслях развиваются крупные проекты. Большой прогресс в производстве вооружений, их экспорт за 10 лет вырос вдвое. Кроме них есть ГЛОНАСС, Суперджет, МС-21, скоростные магистрали, ледоколы и АЭС на экспорт.
Быстро растут информационные технологии. С тех пор, как ввели обязательную видеосъемку защиты диссертаций, прикупить себе ученую степень начальникам стало сложнее. Портал госуслуг реально экономит время на получение загранпаспорта, других документов и справок. Есть публичный оцифрованный кадастр земель, хотя ошибок в нем еще многовато. На мой взгляд, компьютеризация — самое перспективное дело, к тому же, одно из лучших средств ограничения бюрократии.
3. Минусы
Хотелось написать «глупости», но обойдемся пока без эмоций. К тому же не все зависит от управляющих решений. Сколько слез было пролито по российскому станкостроению, которое продолжает сокращаться. А ведь сохранить его было нельзя. В СССР машины-станки производили в избытке, в ту пору мы себя почти всем обеспечивали, но не все было нужного качества. Оно и сгинуло. Ибо наши собственные потребности в такой технике невелики, а для работы на экспорт нужно вложить очень большие деньги.
Главный недостаток российской экономики в том, что она не имеет стратегии. Первая попытка создать Стратегию-2020 предпринята в 2006 г. под руководством Г.Грефа и Э.Набиуллиной. Был бодро запланирован рост ВВП (за 5 лет) на 37%, реальных доходов на 53%, инвестиций на 80% (!!!). Тут случился экономический кризис и вместо роста все дружно упало. Новый вариант прорабатывался в 2008-2011 г.г. под руководством Я.Кузьминова и В.Мау. Главными принципами провозглашены:
- Бюджетный консерватизм, включая сокращение налогов и консервацию сырьевых доходов в Резервном фонде,
- Превращение рубля в региональную резервную валюту (вот это, как раз, глупость),
- Реформа здравоохранения и пенсионной системы (да-да, с этой идеей носятся уже 10 лет),
- Открытая экономика, присоединение к ВТО и в перспективе к единому экономическому пространству с ЕС (на правах бездомной голодной собаки?),
- Массовая приватизация, создание широкого слоя собственников средств производства (тоже глупость, но менее явная).
Уже на стадии разработки стало ясно, что такая стратегия иллюзорна, она и осталась протухшим полуфабрикатом до настоящего времени. Разработка новой Стратегии-2030 поручена в 2015 г. экспертному совету Кабмина в составе 366 человек (жаль, что не 3 тысячи). Разумеется, Я.Кузьминов и В.Мау там опять у руля, а вот Г.Грефа и Набиуллиной нет. Заняты.
Впрочем, не в писульке дело, бумаг и так наплодили безмерно. Ясно, что прежняя «стратегия» по шпаргалке МВФ привела в тупик. Рядом бурно растут Китай, Ю.Корея, Малайзия, Вьетнам, Индонезия. Целиком их опыт перенимать нельзя, только с поправками на наш народ и природные условия. Выходит, своя стратегия нужна России.
Вторым крупным минусом является безудержная распродажа нефтегазовых ресурсов. Раньше она была как-то оправдана – денег элементарно не хватало на прокорм. Но уже лет пять страна не бедствует, а добыча и экспорт углеводородов по-прежнему растут, причем продаем дешево.
Тут, как раз, у нас бумага имеется, называется «Энергетическая стратегия ЭС-2030». Но она настолько мягкая, что с ней лишь в туалет сходить. В ней все в процентах. Сколько мы желаем добывать нефти в 2030 году? Не знаем. Сколько получится. Но зато мы хотим долю Восточной Сибири увеличить с 10 до 18%. Не правда ли, грандиозная цель? А почем у нас бензин будет? Не знаем. Будет, почем главный скажет. А газ? Не задавайте глупых вопросов…
По факту мы вместе с ОПЕК так нарастили добычу нефти, что мировые цены недавно опять падали вдвое. А давайте-ка завтра на пробу провозгласим на весь мир стратегию сбережения наших запасов, прекратим выдачу лицензий на новые участки. Один этот шаг вызовет всплеск нефтяных цен на 8-10 долларов. А если ОПЕК идею поддержит, то высокий уровень цен на добрый десяток лет нам обеспечен.
Инвестиции в производство в период 2012-2015 г.г. сократились на 30%. Общие объемы инвестиций выглядят неплохо, 12-14 трлн руб. (20% от ВВП), но тут учтены и олимпийские объекты, и крымский мост, и долевое строительство жилья. Половина инвестиций осуществляется за счет привлеченных средств, треть из них дает бюджет, и лишь 21% — кредиты банков. Три крупнейшие российские компании (Газпром, Роснефть и Лукойл) в 2016 году реализовали 2,2 трлн руб. инвестиций.
Запланированные реформы регулярно проваливаются, и никто за это ответственности не несет. Пенсионная реформа перекраивается уже 14 лет, но конца тому не видно, а накопительные пенсии заморожены. Пятый год идут страдания с налоговым маневром, собирались его внедрить за 3 года, сейчас срок увеличили до 10 лет. Четыре года мусолили налог на дополнительный доход, но видно не до конца, ибо принят он «в порядке эксперимента». Новый эксперимент, налог на самозанятых дал трещину в первые дни после введения: компании и предприниматели стали переводить на открывшуюся халявную льготу своих сотрудников с явным ущербом для бюджета. Без крупных провалов прошла реформа ЖКХ, хотя и на нее нареканий очень много.
Бездумное копирование западных инструкций. Вы не задавались вопросом, чем россияне отличаются, скажем, от американцев или французов? Мы – коллективисты, это для нас «на миру и смерть красна». Поэтому наш человек ябедничать на соседа в налоговую инспекцию за подачку не пойдет, а если найдется такой, то никто ему руки не подаст. Американцы с пеленок мечтают о собственном бизнесе, а вот россияне этим не страдают, если не считать представителей некоторых богоизбранных меньшинств. Потому надежды властей на буйный подъем экономики малым бизнесом уже более 10 лет регулярно накрываются медной хозяйственной емкостью. И так во многих сферах.
Бюрократизм забодал до крови. С бешеной оперативностью плодятся законы, инструкции, реестры. Есть федеральные реестры юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, но этого мало. Вводится реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. А поскольку миллионы таких субъектов ежегодно рождаются и ликвидируются, чиновники, не покладая рук, будут их регистрировать:
А в прошлом году законодательно создан реестр коррупционеров. Да-да, не удивляйтесь. Это такая имитация борьбы с коррупцией. Я-то, по простоте душевной, считал, что о жуликоватых чиновниках надо на первых страницах газет писать, суды над ними по ТВ показывать, чтобы все о таких «героях» знали, и другим неповадно было. В развитых странах так. Но, видно, мы еще сильно недоразвитые. Тихонько пропишем фамилию в реестре, чтобы не раскачивать лодку. Это не для народа, это для других чиновников.
4. Резюме
Нынешнее состояние экономики страны я бы оценил на четверку. Вроде бы минусов в нем не так много. Однако они увесисты, тянут за собой другие проблемы. Я не стал здесь привычно бичевать коррупцию и монополизм по той простой причине, что они – инструменты бюрократии, ее производные. Из других болячек мне более всего отвратительно кумовство, родственники-министры, жены-дети крупных чиновников в статусе миллиардеров. Я бы сказал, что непомерно зажравшаяся бюрократия является главным тормозом развития экономики, и пока мы ее ограничиваем косметическими мерами, серьезного движения вперед не будет.
Почему мы ее круто не ограничиваем? Это вопрос политики. О ней – в следующей части.
«голландская Louis Dreyfus» — тонкая ирония. Относительно швейцарской компании с владельцем из Ленинграда
Louis Dreyfus — конечно, международная корпорация….. Но приходится причислять ее к стране регистрации.