Про ежа и ужа… или чем грозит России налоговый маневр
Москва. Правительство так и не приняло решение увеличить компенсации нефтяникам за поставку топлива на внутренний рынок по итогам совещания 26 марта. На совещании отсутствовал представитель Минфина, где по-прежнему выступают против корректировки демпферной составляющей обратного акциза, которая может принести нефтекомпаниям дополнительно 120–190 млрд руб. в год. По итогам встречи глава Минэнерго Александр Новак объявил об изменении формулы демпфирующей составляющей обратного акциза на нефть.
Демпфер должен защищать внутренний рынок топлива от колебаний цен на нефть, и при высоких ценах экспорта топлива бюджет доплачивает нефтекомпаниям часть разницы между этими ценами и условной внутренней ценой. Общий объем выплат нефтяным компаниям за этот год оценивается в 340 млрд руб.
Мой комментарий:
«…Корректировка демпферной составляющей обратного акциза…» Всем понятно? Наши чиновники – большие мастера по изобретению зубодробительной терминологии. А я, наоборот, постараюсь изложить проблему простыми словами, а начну с ее возникновения.
При вступлении в ВТО Россия обязалась ограничить экспортные пошлины на нефть и газ величиной в 30% от их цены. Раньше-то нефтяные пошлины достигали и 50%; члены ВТО посчитали, что слишком дешевые нефтепродукты станут конкурентным преимуществом для нашей промышленности. Пошлины сократили, а для компенсации потерь бюджета пропорционально увеличили НДПИ.
Все бы ничего, но в рамках Таможенного союза Беларусь получала от нас 20-22 млн т/год нефти беспошлинно, при этом наш бюджет терял примерно $2 млрд ежегодно. Сумма для РФ не критичная. Однако халява развращает, Украина тому яркий пример. И 5 лет назад из недр Минфина всплыл проект налогового маневра . Он предусматривал ликвидацию экспортной пошлины на нефть, а взамен повышались НДПИ и акцизы на нефтепродукты.
Ежу ясно, что при таком «маневрировании» экспорт нефти должен рвануть к новым вершинам, и, чтобы сохранить продукт в стране, придется поднять цены на бензин и прочие нефтепродукты. Однако, ежи, увы, ни в Думе, ни в кабмине не работают, поэтому закон безмятежно приняли.
Так и случилось. В 2015 году экспорт возрос до 244,5 млн т (на 9,4%), а бензин подорожал на 8,3%. Но тут случилось падение нефтяных цен, выросла здоровенная дыра в бюджете, и ради его сохранения налоговый маневр приостановили на 3 года.
Вернулись к «маневрированию» в прошлом году. Момент был удобный: на носу были президентские выборы, и нефтяным компаниям ласково посоветовали до инаугурации цены ГСМ держать твердыми, как слово президента. До мая они крепились, а потом бензин и дизель подорожали на 7-8,5%, попутно за год на целую треть выросла цена автомобильного газа. В пожарном порядке нефтяникам уменьшили акцизы на ГСМ, это позволило на время стабилизировать цены. А к началу нынешнего года закон опять изменили, для смягчения колебаний мировых цен ввели специальный «демпфирующий» механизм и отрицательный акциз. Суть новации: при дорогой нефти бюджет доплачивает переработчикам, чтобы они не теряли доходов, а при низких ценах – акцизы взымаются.
В мире ничего подобного нет. Нет там ни отрицательной зарплаты, ни отрицательных пособий, ни отрицательных налогов. Там выплаты из бюджета называют субсидиями или дотациями. ЕС, например, тратит треть бюджета на субсидии аграриям.
Почему пришлось придумывать такую замороченную терминологию? Потому что субсидии на производство ГСМ не предусмотрены соглашением России с ВТО. А это может повлечь за собой иски и крупные штрафы. Думаю, сейчас наши заклятые «партнеры» с интересом ожидают, когда суммы субсидий достигнут солидных величин, чтобы вчинить покрупнее иск за свои виртуальные убытки.
Каковы могут быть размеры иска? При нефтяных ценах $80 за барр. и переработке 140 млн т/год сумма «отрицательных акцизов» может достигнуть 780 млрд руб. ($12,1 млрд). Это в 6 раз дороже, чем упомянутые дотации Беларуси. Но разве в деньгах счастье? Нет. Счастье в том, чтобы иметь такое правительство, которое ночами не спит, худеет от забот, четвертый раз ужом изворачивается в злополучном маневре, чтобы еще раз порадовать бизнес и нас, граждан. А мы за эти старания отблагодарим его отрицательной поддержкой.
отрицательная поддержка правительства да хоть и 146-ю млн россиян ничтожна в сравнении с положительной его поддержкой одним единственным случайно нарисовавшимся на самом верху негодяем
случайно оказавшиеся наверху негодяи надолго там не задерживаются….
Добрый ,а можно попросить прокомментировать ситуацию с «грязной нефтью » у Транснефти
Похоже, частная фирма вместе с нефтью или вместо нефти сдала (или какое-то время сдавала) магистральщикам отходы нефтехимии. Пункт приема небольшой, но 3-4 резервуара там быть обязаны. Отходы поступали в резервуары и до поры до времени там лежали. Потом резервуар заполнился и его начали откачивать в магистраль. По дороге пакость разбавилась, но не настолько, чтобы достичь товарных кондиций. А магистральщики содержание хлорорганики меряли раз в 10 дней, а на том пункте приема (уверен) не меряли вообще. Сейчас тоже ничего страшного, надо отвести эту нефть в резервные емкости и постепенно добавлять к кондиционной нефти.
Так всё равно вопросов остаётся изрядно, зачем копили? почему сразу по чуть-чуть не добавляли, или зачем нужно было сразу всё туда сливать большим объёмом? и подозрительно что одновременно с этим танкеры саудитам пожгли.
Потому что это обычная практика работы Транснефти. Она перекачивает нефть партиями. Вот малое предприятие сдает ей, скажем, 200 т в сутки. Думаете, магистральщики будут их каждый день покупателю откачивать? нет, такие малые партии по трубам размажутся, их поймать-то трудно, это 100-200 м трубы. Они и собирают нефть в свои резервуары ( а на своем узле приема нефти добычник и свои резервуары имеет), наберется патрия хотя бы 5 тыс. тонн, тогда и откачивают.
А магистральщики про хлорорганику скорее всего не знали, просто откачали нефть, а спохватились когда белорусы пожаловались….