Нетленная сила искусства
Никогда не был я заядлым театралом, а тут соблазнился на премьеру «Мистер Икс» Краснодарского музыкального театра. Оперетте более 80 лет, мы проходили ее в музыкальной школе, сам смотрел не раз. По ней сняты хорошие фильмы. Возможности кино намного шире, чем театра, там скрипка поет под настоящим куполом, и дублер скачет на живой лошади. К тому же я много лет считал, что лучше Георга Отса с его диапазоном спеть выходную арию вряд ли кому удастся. Потому на спектакль я шел, как на встречу со старым школьным приятелем.
Приятеля я не узнал. Он сильно изменился и порадовал своей молодостью. Не хочу ни рецензии, ни, тем более, рекламы, просто поделюсь своим впечатлением.
Во-первых, прекрасные оперные голоса. Мы привыкли, что оперетта – это веселый канкан, шутки, конфузии, а голоса в ней редки. Все легко узнают на сцене Татьяну Шмыгу, а кого еще? Других – только неистовые любители да критики.
А тут голоса были сильные, чистые, заполняющие весь зал на 1256 мест. Разумеется, певцам помогали невидимые микрофоны и акустика, но и сами они были на высоте. В одном из эпизодов мистер Икс пел буквально в пяти метрах от наших кресел в партере, и его живой голос был вполне достоен великолепной музыки.
Понятно: те же артисты завтра будут петь оперу. Но, в отличие от типажа оперных певцов они были стройны, легки в движениях и изящны в танцах. А когда у персонажа примерно четвертой очереди тоже обнаружился отличный тенор, я понял, что по части вокала тут даже придраться будет не к чему.
Во-вторых, много хорошего балета. Большие группы, отточенное мастерство. Здесь, разумеется, чувствуется влияние Юрия Григоровича, который вложил в этот театр более 20 лет своей жизни. Он задал планку, и его ученики стараются ей соответствовать.
В-третьих, интересные режиссерские решения. Многослойные декорации. По углам сцены две камерных площадки, на которые в нужный момент прожекторы концентрируют внимание. Задействован эффект участия зрителей: главный герой на трапеции почти над их головами перемещается системой канатов к центру зала. А на сцене в нервных лучах света его дополняют четыре танцующие фигуры, словно мятущиеся мысли.
В спектакле обнаружились два новых персонажа, которых в других постановках не было. Со своими ариями, разумеется, тоже по мотивам Кальмана. Они расчетливы и меркантильны, вносят в интригу элемент прагматизма, но в финале остаются не у дел. Небольшими штрихами режиссер обозначил свое отношение к современности.
Участвуют настоящие артисты цирка – акробаты, канатоходцы. Их работа добавила настроения актерам; когда в конце представления субретка Мари по ходу танца исполнила приличное сальто, зал взорвался аплодисментами.
Не могу сказать, что спектакль прошел совсем без ошибок, некоторые шероховатости были, но называть их не буду. Это детали, не снижающие общего впечатления.
И, наконец, зрители. Излишне говорить, что зал был полон. Билеты недороги, до 2 тыс. руб., но это премьера, а обычные спектакли вдвое дешевле. Думаю, театр имеет финансовую поддержку от краевой, возможно, и от федеральной власти. И это правильно, настоящее искусство надо поддерживать.
Публика была самая разная, молодежи больше, чем явных пенсионеров, женщин больше, чем мужчин. Равнодушных, скучающих не было совсем. Зал дышал вместе со сценой. Во втором акте зрители несколько раз начинали в такт аплодировать танцам, а в финале, конечно, несли артистам букеты.
Хороший этот вечер напомнил мне две сущности, которые уже не раз приходили в голову. Во-первых, те, кто хнычет, что в искусстве все уже вытоптано, и ничего нового создать нельзя, просто лишены таланта. У кого-то он был, да весь вышел. Некоторые достигли успехов в рубке капусты на телеканалах и корпоративах. Но с искусством они разошлись навсегда.
Во-вторых, русское искусство было, есть и еще долго будет массовым. И новые его жанры развиваются массовыми. В северной суровой стране иному места мало; не зря у нас не стареет поговорка «На миру и смерть красна». И до тех пор, пока в Сибири не вырастут бананы, а в Мурманске не откроют пляжный сезон, россиянам будет лучше вместе, чем врозь. И в тайге, и в море. И в бою, и в театре.
P.S. Я слегка удивился, когда наткнулся на убийственную рецензию некого Александра Геннадьева, который не заметил ни голосов, ни балета, ни отличной игры оркестра. В порыве злости критик обругал даже публику: в самом деле, какого черта она устраивает аншлаги, когда в спектакле ни геев, ни голой задницы, ни других подобных «новаций» нет?
Впрочем, мне встретились и хорошие рецензии. В жизни, как в химии, действует закон: «Подобное растворяется в подобном». И есть одна неказистая субстанция, что вечно плавает на поверхности.