При избытке на рынке легкой нефти российская Urals становится удобной заменой Brent
Агентство нефтегазовой информации попросило меня прокомментировать наметившееся удорожание нефти Urals на мировом рынке.
Москва. В начале лета 2020 года на бирже наблюдались рекордные изменения в ценовой политике эталонных марок Urals и Brent. В Северо-Западной Европе российская нефть торговалась с рекордной (с 1994 года) премией к Brent в $2,35 за баррель. Поддержку стоимости сорта, как считают аналитики Argus, оказала информация о снижении отгрузок Urals в июле более чем на 40% вследствие сокращения добычи в России в рамках соглашения ОПЕК+.
В этом году, по мнению аналитиков, марка Urals вышла на новый уровень сбыта, стремясь к эталонным позициям мирового рынка «черного золота». Новые ценовые подъемы эксперты связывают с парадоксальной природой сегодняшней ситуации на глобальном рынке, поэтому не придают значение возросшим нефтяным котировкам, считая данную ситуацию временной и случайной.
Мой комментарий:
Нет, это не временное явление и не случайное. Это новая тенденция, вызванная происходящим изменением объемов мировой добычи тяжелых и легких нефтей. Ибо тяжелые нефти обычно располагаются на небольших глубинах, эти месторождения давно эксплуатируются и уже сильно истощены. А новые открытия находятся гораздо глубже, там мы все чаще встречаем легкие нефти или газ с конденсатом. Приведу некоторые данные.
- Добыча газового конденсата в России за последние 20 лет выросла втрое и достигла 32-35 млн т/год,
- Доля легкой нефти плотностью 780-825 кг/м3 (более 40о по шкале API) превысила половину добычи США и продолжает расти,
- Плотность нефти сланцевых месторождений быстро уменьшается (см. рисунок); в недавно разбуренном блоке Permian Basin штата Нью-Мексико весь прирост добычи произошел за счет суперлегкой нефти, а добыча конденсата выросла почти в 3 раза.
Сверхлегкие нефти и газоконденсаты богаты летучими фракциями, но в них больше предельных углеводородов с низким октановым числом, и очень мало ароматических. Поэтому при производстве бензинов их смешивают с продукцией риформинга мазута, в которой ароматики как раз много. Кроме того, из газоконденсата не получишь солярку и керосин, а из более тяжелых фракций производят масла и смазки, гудроны и битумы. Эта продукция имеет спрос, но количество сырья для нее неуклонно уменьшается. Поэтому в мире растет спрос на тяжелые сорта нефти.
Но и сверхтяжелые нефти, например, Венесуэлы или Канады, для переработки не слишком удобны. Они плохо транспортируются, их приходится разбавлять легкими фракциями, при этом их состав уже совсем не тот, что у природной нефти. Налаженную десятилетиями технологию НПЗ приходится перестраивать, выход фракций меняется, что затрудняет коммерцию. Поэтому самой удобной заменой Brent, (добыча которой уже очень мала) являются среднетяжелые нефти с плотностью 830-880 кг/м3, а к таким относятся Dubai Crude (ОАЭ), саудовская Arab Light, иранская Iran Heavy, Urals и некоторые другие менее торгуемые марки. Отметим, что арабские нефти содержат больше серы (1,7-2,7%), чем Urals (1,3%), что делает наш сорт чуть более предпочтительным.
Дополнительным фактором повышения цены Urals служит сложившаяся структура трубопроводного транспорта. Он дешевле морских перевозок, которые для ряда стран Европы просто невыгодны. Транспорт не дает больших профитов, но 0,5-1,5 доллара на каждом барреле может сэкономить.
Описанные процессы замещения нефтяного сырья происходят медленно, десятилетиями, но неплохо бы уже сейчас подумать о том, где искать замену, например, битумам в дорожном строительстве. На мой взгляд, перспективно при производстве асфальтов использовать пластиковые отходы, которые остаются основным компонентом наших мусорных свалок.
1.Только сегодня прочел о замещении Турцией на своих НПЗ всей нашей Юралс на сходные и МЕНЕЕ сернистые норвежские и, кажется, иранские нефти. Что говорит о том что выбор есть и не в нашу пользу.
2. Когда-то натыкался, может даже у вас, на сверхдешевизну- типа- 2-4 цента за баррель танкерными перевозками. Что вполне может окупить доставку тяжелой нефти в любую часть мира.
3. НПЗ США довольно быстро (годы) перестраиваются под более легкую нефть, что тоже снижает потребность в тяжелой.
Если можно, аргументировано обругайте.
1. Новость о Турции — сомнительна…. Норвежская нефть менее сернистая, иранская — более сернистая чем наша. Там еще есть казахская и азербайджанская, тоже легкие. Надо проверить, кто дал такую новость.
2. Сверхдешевизна танкеров бывает за счет порожняка. Привез танкер нефть в США, разгрузился, надо плыть обратно. Тут подворачивается фрахт в Европу, вот он пойдет по очень дешевой цене. Но массово такой цены не будет.
3. У меня нет информации о перестраивании американских НПЗ. Но я вижу вот что: США продолжают импортировать 3-5 млн барр./сут тяжелой нефти из Канады, Африки, КСА, и одновременно экспортируют 3 млн барр./сут своей сланцевой нефти.
Как-то так..